Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли - сад №11 «Ромашка»
|
О нас знают в Республике!В ноябрьском номере 2020 года газеты «Педагогический экспресс» опубликована статья о ходе и результатах экспериментальной деятельности в нашем ДОУ. «Развитие логико - математического мышления у детей дошкольного возраста»
Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли» Л.С. Выготский Основной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни. Современные программы воспитания и образования в детском саду уделяют значительное внимание логической подготовке дошкольников. Идет речь, в частности, о развитии их мышления. У ребенка должны быть сформированы необходимые представления об окружающей среде, конкретных умениях, – читать, считать, измерять, вычислять. Мышление дошкольников в целом наглядно-действенное, наглядно-образное, однако, у пяти-шестилетних детей уже можно развить и элементы логического мышления. Что бы ребенок не изучал, он использует в своей познавательной деятельности мыслительные приемы. Само умение мыслить поможет ему усвоить любой предмет, который будет изучаться в школе. Умение самостоятельно мыслить, способность «действовать в уме» – важный показатель готовности к разнообразной умственной деятельности в целом и математической в частности. Обучение математическим операциям опирается на мыслительную деятельность, которую следует развивать у ребенка, формируя умение: -анализировать, синтезировать, сравнивать; -обобщать, устанавливать связи между классами предметов; -абстрагировать существенные для определенной ситуации признаки от несущественных; -классифицировать, систематизировать, находить логические соотношения между числами и предметами; -устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать предположение и гипотезы. В процессе приобретения отмеченных умений происходит становление логико-математической компетентности. Эта компетентность предусматривает умение ребенка: -рассуждать, доказывать правильность своих суждений; -классифицировать геометрические фигуры (по цвету, величине, материалу, наличию или отсутствию углов), предметы (по назначению, цвету, величине, формое) и множественные числа; -осуществлять сериацию по величине, содержанию, массе, объему, по расположению в пространстве (ближе, дальше, слева, справа, внутри, под, над) и во времени; -вычислять и измерять. Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Начинать развитие логического мышления необходимо в дошкольном детстве. На каждом возрастном этапе создается некий «этаж», на основе которого формируются психические функции, важные для перехода на следующий этап. Таким образом, умения и навыки, полученные в дошкольном возрасте, будут фундаментом для новых знаний и развития способностей в старшем возрасте. Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога, который становится в большей степени "координатором" или "наставником", чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребёнок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнёром. В связи с этим у педагогов-практиков возникает вопрос: "Как обучать детей математике, учитывая вышеперечисленные нововведения? Математика-наука довольно сложная.» Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.... Всё, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурками и т.п. Таким образом, в детских видах деятельности заложены огромные возможности для математического развития детей. Педагоги должны сформировать у воспитанников умение размышлять, ориентироваться во всем, что их окружает, должным образом оценивать жизненные ситуации, принимать самостоятельные решения. Следовательно, намного более важнее, не просто передать детям определенные знания, сформировать соответствующие навыки, а заложить в них основы личности. Учитывая это, логика должна и может играть важную роль в гуманизации образования, быть составляющей процесса становления человека, способствуя умственному, моральному и эмоциональному развитию ребенка. С целью теоретического обоснования и экспериментальной проверки психолого - педагогических условий развития у детей дошкольного возраста логико - математического мышления, в 2015 году педагогический коллектив Краснолучского ясли-сада № 11 «Ромашка» под руководством Шматченко Анны Алексеевны, старшего преподавателя кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», начал опытно-экспериментальную работу по теме «Развитие логико - математического мышления у детей дошкольного возраста». Были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого -педагогическую литературу, педагогический опыт по проблеме исследования. 2. Разработать критерии и показатели развития логико - математического мышления дошкольников; 3. Подобрать диагностический инструментарий. 4. Осуществить экспериментальное исследование уровней развития логико - математического мышления. 5. Формировать профессиональную компетентность педагогов. 6. Организовать необходимую развивающую среду (зоны порядка, свободы и управляемой свободы) в различных возрастных группах ДУУ с обязательным использованием различных методик раннего развития детей - Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, Монтессори, Никитина. 7. Разработать методики и технологии работы с комплексом дидактических пособий. 8. Выяснить этапы экспериментальной работы, их содержание, продолжительность, направленность, особенности реализации психолого - педагогических условий на каждом из них. 9. Подобрать и экспериментально проверить эффективность комплекса логико - математических игр. 10. Обогащать опыт педагогов по организации и проведению различных форм работы с детьми, которые обеспечивают обязательное включение каждого ребенка в практически - игровую деятельность. 11. Проверить эффективность экспериментальной работы по развитию логико - математического мышления дошкольников. 12. Организовать различные формы приобретения и передачи профессионального опыта педагогов по проблеме исследования. Для последовательной реализации цели и задач на первом этапе экспериментальной деятельности были изучены и проанализированы психолого - педагогические источники и педагогический опыт по проблеме исследования, разработан диагностический инструментарий, среди педагогов коллектива было проведено анкетирование по темам: "Восприимчивость педагогов к инновационной деятельности", "Барьеры, препятствующие освоению инновационных технологий" , "Определение уровня инновационной деятельности педагогов в ДОУ". Для реализации задач развития детей средствами занимательного материала в группах были оформлены математические центры «Заниматика». Организация центров осуществлялась с активным участием детей, что создавало у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть. В художественном оформлении использовались геометрические орнаменты и сюжетные изображения из геометрических фигур, герои детской литературы. Подбор игрового материала определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В математических центрах размещён разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя. Педагогическим коллективом оформлены картотеки, папки с подборкой игр, направленных на формирование логических операций мышления (анализа, синтеза, сериации, сравнения, абстрагирования, классификации, обобщения), «Банк занятий». Велась разработка необходимого дидактического материала: логико- математических игр, игр -стратегии, практико -ориентированных игр, математических головоломок, игр естественно-математического направления , корректурных таблиц. С целью определения уровня развития логического мышления детей воспитателями и психологом ДОУ была проведена первичная диагностика, в результате которой выявлено: · 26% детей самостоятельно выполняют действия по сравнению, классификации предметов, на основе этих действий делают умозаключения; · 52% детей справлялись с заданиями такого типа с помощью воспитателя; · 22% детей испытывают затруднения в речевом выражении действий и пользуются только образцами, т.е. у многих детей недостаточно развито логическое мышление (а у 3% - не развито совсем). Исходя из результатов данной диагностики, педагоги ДОУ поставили перед собой цель: способствовать дальнейшему развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через игры и упражнения математического содержания, и задачи: 1. Развивать у детей умение самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификация и др.); 2. Учить детей обобщать предметы по признакам и находить отличия между предметами; 3. Учить детей выполнять действия по заданию, алгоритму; 4. Развивать у дошкольников последовательное и доказательное мышление, строить простые высказывания о сущности выполненного действия. В целях подготовки педагогического коллектива к организации и проведению занятий с использованием авторских методик раннего развития детей была проведена консультация «Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера», мастер-класс «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития», педагогический час «Корректурные таблицы как способ стимулирования креативности дошкольников», педагогический час «Система развития у дошкольников логико-математических представлений и умений с использованием палочек Кюизенера», мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико — математических игр», консультация «Организация уголка занимательной математики в группе детского сада». Педагоги в полном объёме получили информацию по выбранной проблеме и успешно применили приобретённые знания в образовательно-воспитательной работе с детьми. Результатом деятельности стали коллективные просмотры занятий в дошкольных группах. Также был проведён математический праздник для детей старшей группы «Поможем Карандашу», на котором дети решали различные логические задачи, головоломки, играли в игры с математическим содержанием. На втором этапе экспериментальной деятельности в рамках цикла методических семинаров с педагогами и родителями были проведены: консультации для родителей («Игры для развития логического мышления в детском саду и дома», «Как научить ребёнка логически мыслить», «Развивающая головоломка «Танграм», «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»), родительские собрания («Развитие логического мышления детей посредством логико-математических игр», «Развиваем логическое мышление»), родительское собрание в группе детей старшего дошкольного возраста «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность», семинар-практикум для родителей младших групп «Знакомимся с развивающей игрой «Палочки Кюизенера», мастер-класс для родителей «Развитие логико-математического мышления дошкольников через развивающие игры с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера», консультации для педагогов («Развиваем логическое мышление дошкольников», «Использование ТРИЗ - технологии для развития логического мышления у дошкольников», «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста» ), семинары-практикумы для педагогов «Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей дошкольного возраста», «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр», педагогический час «Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с дидактическими пособиями : «Логические блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кюизенера», педагогический совет ««Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий», викторина для педагогов «Занимательная математика», мастер-класс для воспитателей «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников». Разработана рабочая программа кружка по логико-математическому развитию старших дошкольников «Умная головушка». Педагоги ДОУ представили опыт работы в рамках Образовательного салона Луганской Народной Республики «Современное образование-2018». Психологом и педагогами ДОУ проведена диагностика познавательных процессов детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе третьего этапа экспериментальной деятельности проведен педагогический совет «Развитие логико-математического мышления дошкольников в интеграции с другими видами детской деятельности», семинар-практикум для педагогов ««Использование головоломки «Танграм» в работе с дошкольниками», консультации для педагогов («Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе», «Математика вокруг нас»), мастер-класс для родителей «Развитие логического мышления детей через логико-математические игры», мастер-классы для педагогов («Применение игровой технологии в НОД для развития логико-математического развития у дошкольников», «Использование развивающей среды для развития логико - математического мышления дошкольников»). Педагогами ДОУ разработаны методические рекомендации по проблеме исследования. Педагоги ДОУ представили опыт работы на республиканском семинаре «Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством применения современных инновационных технологий». Проведено исследование уровня развития логического мышления дошкольников. При сравнительном анализе результатов четко прослеживается значительная динамика. У большинства старших дошкольников уровень развития мышления значительно повысился. Преобладает высокий уровень развития, который говорит о том, что дети стали оперировать математическими и логическими операциями. У детей совершенствуются операции логического мышления, они стали лучше анализировать и классифицировать предметы, стало более развитым умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Результаты экспериментальной деятельности подтверждают нашу гипотезу о том, что процесс развития логико - математического мышления детей дошкольного возраста будет эффективным при условии: -правильной организации и использовании динамической многогранной развивающей среды ДОУ; -использовании комплекса логико - математических игр; - включении каждого ребенка в практически - игровую деятельность с помощью различных форм организации занятий. 9 декабря 2020 в 11:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.