Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли - сад №11 «Ромашка»

Консультация для педагогов «Инновационные технологии в системе дошкольного образования»

Воздействие детского сада на развитие ребенка неоценимо и бесспорно.

Стремительное изменение современного мира предъявляет высокие требования к развитию ребенка дошкольного возраста.

Вот некоторые ориентиры развития дошкольников:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

 -способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;

-обладает развитым воображением;

-владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности и т.д.

Такому полноценному и разностороннему развитию детей в детском саду способствуют инновационные технологии. Что же такое инновационные технологии?

Технологии – это все те методы, способы и приемы обучения, которые предназначенные для реализации в образовательном процессе.

Инновационные технологии, соответственно, это принципиально новые технологии в образовании, позволяющие качественно улучшить педагогический процесс.

Любые инновационные технологии, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать определенным требованиям:

- должны быть основаны на научных разработках;

-должны быть логичными, простыми в использовании, доступными для понимания;

-должны быть управляемыми, что подразумевает возможность влиять на образовательный процесс, корректировать его и дополнять на любом этапе использования;

-должны быть воспроизводимыми, пригодными для использования в любом детском саду.

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

Внедрение новых технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. 

Наиболее распространенными являются технологии здоровье сбережения детей.

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Эти технологии  связанные с использованием специальных подвижных игр, гимнастик (звуковой, дыхательной, традиционной), закаливанием детского организма и т.д.

Широкое распространение сегодня получила технология проектной деятельности.

Проектная деятельность–это средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и, одновременно, средство формирования личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проектов, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопросы и, тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки и др.

Проектная деятельность подразумевает активное вовлечение в образовательный процесс педагогов, детей, и родителей воспитанников. Участие родителей способствует более полноценному воспитательному процессу, укреплению семейных и личностных отношений между ребенком и родителями. К тому же участие в развитии собственного ребенка позволяет родителям лучше его понять, и относится к нему как к личности.

Технология проектной деятельности состоит из таких взаимосвязанных компонентов, как: «создание» проблемы, разработка игровой деятельности для поиска решения проблемы, и, наконец, разработка игровой деятельности направленной на решение этой проблемы. По сути, ребенок, играя, получает навыки самостоятельного решения,  возникающей проблемной ситуации.

Например, игра «заблудился в лесу». Педагог, совместно с родителями, разрабатывает мини спектакль, в котором каждый ребенок играет роль. И в процессе этой игры каждый воспитанник получает навык решения проблемы собственными силами.

Для уточнения: проектная деятельность основывается на пяти правилах: первое – это проблема,

-вторе – это планирование своих действий. То есть ребенок должен понять, какие действия нужно выполнить в первую очередь, чтобы решить возникшую проблему. Как, например, если заблудился в лесу, нужно остановиться, успокоиться и представить, какая информация нужна, чтобы побыстрее выйти из леса;

- третье правило – это поиск нужной информации. Опять-таки на примере леса: если заблудился, то нужной информацией будут звуки, которые есть в лесу, возможно, где-то в отдалении будут слышны машины, также информацией будет нахождение поблизости ручья или речки, определение где север, где юг и т.п.;

-четвертое правило – это выполнение действий по решению проблемы;

-пятое – это осознание того, что же помогло решить проблему. То есть самоанализ.

Возможно, это кажется очень сложным, но, тем не менее, дети легче воспринимают все эти правила и учатся их использовать, нежели взрослые, которые часто в своих решениях основываются на своем прошлом опыте и отказываются верить, что для воспитанников детского сада такой процесс понятен и интересен.

В проектной деятельности дети учатся, в первую очередь, самостоятельности и сотрудничеству. К тому же построение занятий в такой форме, основанной на перечисленных пяти правилах, способствуют развитию творческих способностей, творческого мышления, коммуникативных навыков, ведению конструктивной беседы и отстаиванию собственной точки зрения.

Технологии исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

-наблюдения;

-беседы;

-опыты;

-дидактические игры;

-моделирование ситуаций;

-трудовые поручения, действия.

Еще одной важной инновационной технологией, о которой нужно упомянуть, является использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Информационно-компьютерные технологии включают в себя такие образовательные элементы, как просмотр видеофильмов, анимаций, слайдов, компьютерных игр.

Компьютерные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты. Их решение повышает самооценку ребенка, стимулируют его познавательную активность.

Личностно-ориентированные технологии.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования.  Личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

-которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;

-которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

-которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

-которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

В последнее время все чаще педагоги используют такую инновационную технологию, как дэпбук.

Лэпбук, прежде всего – это средство обучения! От постоянного контакта с книгой ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий. Причем, без усилий, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя/

педагога – все происходит само - собой.  Лэпбук –в дословном переводе с английского значит «книга на коленях» (lap –колени, book- книга).

Лэпбук или как его еще называют тематическая папка или книжка-раскладушка - это самодельная интерактивная тетрадь с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме. Это книга, которую нужно собрать, склеить ее отдельные части в единое целое, креативно оформить, используя всевозможные цвета и формы

 Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал. Может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.  

В понимании  детей  лепбук  - это яркая,  «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую, хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому.

Инновационное развитие образовательного процесса в наше время  для воспитателя – это рост профессионального мастерства, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества образования.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что инновационные технологии в работе с воспитанниками детского сада играют важную роль в развитии, обучении и воспитании самостоятельной и успешной личности.

Пасичнык А.Б.

21 октября 2021 в 11:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.