Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли - сад №11 «Ромашка»
|
Консультация для воспитателей «Методика обучения аппликации во всех возрастных группах»
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания и в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника. · Умственное развитие. Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. · Сенсорное развитие. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами. · Нравственное воспитание. Изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца. · Трудовая деятельность. Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. · Эстетическое развитие. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции — конструктивной цельности — вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы. Виды аппликации · предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.); · сюжетная, отображающая те или иные события; · декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Цели проведения занятий по аппликации по ФГОС · активизация мелкой моторики — в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной помогает подготовить руку к письму; · развитие образного мышления (особенно в средней группе, когда малыши начинают выполнять аппликации не только по образцу, но и опираясь на собственные идеи — так называемые задания на «свободные темы»); · формирование умения работать по образцу (в младшей группе это помогает расширять опыт малышей, а в старшей приучает к основной форме работы в начальной школе); · активизация словаря (дети пополняют свой словарный запас новыми словами и терминами, а также практикуются в умении формулировать вопросы по ходу выполнения задания, развивают способность давать словесную оценку своей и чужой работы); · развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания (малыши тренируются в наложении деталей точно в границы контура изображения, запоминая технику выполнения). Хронометраж выполнения аппликации Распределение времени на работу зависит от вида реализации этого вида деятельности в учебно-воспитательном процессе. Во время Образовательной Деятельности. Если аппликации посвящено целое занятие, то его сценарий опирается на общепринятую схему проведения образовательной деятельности в ДОУ: · вводный этап — 2–3 минуты (педагог актуализирует знания малышей по теме, рассказывает о том, какая аппликация будет выполняться, перечисляет необходимые для этого материалы, инструменты); · основной этап — 10–18 минут (воспитатель объясняет порядок выполнения задания, иллюстрируя каждый из этапов личным примером, дети приступают к выполнению, педагог оказывает индивидуальную помощь в случае необходимости, а также обязательно проводит физкультминутку для снятия физического и эмоционального напряжения малышей); · заключительный этап 2–3 минуты (педагог оценивает результаты работы каждого воспитанника, а у старших дошкольников работу оценивают и другие дети, формируется стихийная выставка аппликаций, дети кратко комментируют свою работу — получилась/не получилась, нравится/не нравится конечный продукт). Практическое участие педагога Как уже отмечалось, участие педагога при выполнении аппликации с детьми любого возраста приобретает особую важность на этапе выполнения задания. Однако от одной ступени образовательного процесса к следующей ступени эта функция воспитателя ослабевает: · во второй младшей группе — воспитатель вырезает элементы, корректирует, если детали неправильно выложены на основе, проверяет качество приклеивания; · в средней группе — воспитатель помогает вырезать мелкие детали, индивидуально корректирует остальные этапы выполнения задания; · в старшей и подготовительной группах — воспитатель оказывает необходимую индивидуальную помощь. Последовательность приёмов освоения аппликации в ДОУ Работа по освоению аппликации имеет последовательный характер от элементарных манипуляций с материалом и инструментами к сложным. Во второй младшей группе: · знакомятся со свойствами разных материалов для творчества (бумага — мнётся, рвётся, ткань — растягивается, крупа — рассыпается и т. д.); · выкладывают заготовки на базу, ориентируясь на образец; · убирают излишки клея, промокают уже наклеенные детали и пр.; · распределяют композицию аппликации на листе так, чтобы картинка на нём поместилась. В средней группе: · наклеивают элементы узора на основу неправильной формы (например, декорируют вазу при рассмотрении темы «Хохлома»); · вырезают нужные формы, срезая углы, делая овал и круг из квадрата и прямоугольника и т. д.; · рвут бумагу, придавая ей формы овалов, кругов, квадратов и пр. В старшей группе: · вырезают нужные формы из заготовок, сложенных в виде гармошки; · вырезают симметричные детали из листов бумаги, предварительно сложенных пополам; · вырезают одинаковые элементы по одному или складывают лист бумаги в несколько раз, а затем вырезают; · выполняют коллективные аппликации (например, «Солнце дружбы»). В подготовительной группе: · вырезают детали - многоульники; · распределяют детали на основе «по парам», «на одном уровне», «напротив» (например, при выполнении аппликации «Мой любимый детский сад»); · вырезают без предварительного нанесения контуров. Задачи аппликации в ДОУ для разных возрастных групп
Техники аппликации в детском саду В ДОУ применяются два вида техники аппликации: · традиционная, то есть из бумаги, где образы создаются плоскостными, то есть без объёма; · нетрадиционная, для которой используются разные материалы, в том числе ткань, крупы, макаронные изделия и пр., изображения могут быть объёмными. Виды техник аппликации в детском саду
Литература: 1. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду, — М.: Скрипторий, 2010. 2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. 3. Гусакова М.А. Аппликация, — М.: «Просвещение», 1982. 4. Короткова Е.А. Рисование и аппликация в детском саду, — М.: Академия развития, Харвест, 2009. 5. Методика изобразительной деятельности и занятия по конструированию/под редакцией Т.С. Комаровой, — М.: «Просвещение», 1985. 6. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/под редакцией Саккулиной Н.П. – М.: «Просвещение», 1971. 7. Новикова И.В. Объёмная аппликация в детском саду, — М.: 2011. 8. Погатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду, — М.: «Просвещение», 1988. 9. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки, — М.: Мир книги, 2010. 10. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, — М.: «Просвещение», 1982. 22 сентября 2022 в 09:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.