Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли - сад №11 «Ромашка»

Консультация для воспитателей «Методика обучения аппликации во всех возрастных группах»


В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания и в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

· Умственное развитие. Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь.

· Сенсорное развитие. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

· Нравственное воспитание. Изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца.

· Трудовая деятельность. Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

· Эстетическое развитие. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции — конструктивной цельности — вырабатывается при восприятии разнообразных построек.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Виды аппликации

· предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

· сюжетная, отображающая те или иные события;

· декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.


Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Цели проведения занятий по аппликации по ФГОС

· активизация мелкой моторики — в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной помогает подготовить руку к письму;

· развитие образного мышления (особенно в средней группе, когда малыши начинают выполнять аппликации не только по образцу, но и опираясь на собственные идеи — так называемые задания на «свободные темы»);

· формирование умения работать по образцу (в младшей группе это помогает расширять опыт малышей, а в старшей приучает к основной форме работы в начальной школе);

· активизация словаря (дети пополняют свой словарный запас новыми словами и терминами, а также практикуются в умении формулировать вопросы по ходу выполнения задания, развивают способность давать словесную оценку своей и чужой работы);

· развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания (малыши тренируются в наложении деталей точно в границы контура изображения, запоминая технику выполнения).

Хронометраж выполнения аппликации

Распределение времени на работу зависит от вида реализации этого вида деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Во время Образовательной Деятельности.

Если аппликации посвящено целое занятие, то его сценарий опирается на общепринятую схему проведения образовательной деятельности в ДОУ:

· вводный этап — 2–3 минуты (педагог актуализирует знания малышей по теме, рассказывает о том, какая аппликация будет выполняться, перечисляет необходимые для этого материалы, инструменты);

· основной этап — 10–18 минут (воспитатель объясняет порядок выполнения задания, иллюстрируя каждый из этапов личным примером, дети приступают к выполнению, педагог оказывает индивидуальную помощь в случае необходимости, а также обязательно проводит физкультминутку для снятия физического и эмоционального напряжения малышей);

· заключительный этап 2–3 минуты (педагог оценивает результаты работы каждого воспитанника, а у старших дошкольников работу оценивают и другие дети, формируется стихийная выставка аппликаций, дети кратко комментируют свою работу — получилась/не получилась, нравится/не нравится конечный продукт).

Практическое участие педагога

Как уже отмечалось, участие педагога при выполнении аппликации с детьми любого возраста приобретает особую важность на этапе выполнения задания. Однако от одной ступени образовательного процесса к следующей ступени эта функция воспитателя ослабевает:

· во второй младшей группе — воспитатель вырезает элементы, корректирует, если детали неправильно выложены на основе, проверяет качество приклеивания;

· в средней группе — воспитатель помогает вырезать мелкие детали, индивидуально корректирует остальные этапы выполнения задания;

· в старшей и подготовительной группах — воспитатель оказывает необходимую индивидуальную помощь.

Последовательность приёмов освоения аппликации в ДОУ

Работа по освоению аппликации имеет последовательный характер от элементарных манипуляций с материалом и инструментами к сложным.

Во второй младшей группе:

· знакомятся со свойствами разных материалов для творчества (бумага — мнётся, рвётся, ткань — растягивается, крупа — рассыпается и т. д.);

· выкладывают заготовки на базу, ориентируясь на образец;

· убирают излишки клея, промокают уже наклеенные детали и пр.;

· распределяют композицию аппликации на листе так, чтобы картинка на нём поместилась.

В средней группе:

· наклеивают элементы узора на основу неправильной формы (например, декорируют вазу при рассмотрении темы «Хохлома»);

· вырезают нужные формы, срезая углы, делая овал и круг из квадрата и прямоугольника и т. д.;

· рвут бумагу, придавая ей формы овалов, кругов, квадратов и пр.

В старшей группе:

· вырезают нужные формы из заготовок, сложенных в виде гармошки;

· вырезают симметричные детали из листов бумаги, предварительно сложенных пополам;

· вырезают одинаковые элементы по одному или складывают лист бумаги в несколько раз, а затем вырезают;

· выполняют коллективные аппликации (например, «Солнце дружбы»).

В подготовительной группе:

· вырезают детали - многоульники;

· распределяют детали на основе «по парам», «на одном уровне», «напротив» (например, при выполнении аппликации «Мой любимый детский сад»);

· вырезают без предварительного нанесения контуров.

Задачи аппликации в ДОУ для разных возрастных групп

Группа

Перечень задач

Вторая младшая

· формировать умение делать композиции из деталей в виде простейших геометрических форм (например, при изучении темы «Мебель» дети делают предметы интерьера из прямоугольников – «кровать», кругов – «пуфики», «стулья», квадратов – «табуреты», «кресла» и т. д.);

· формировать навык нанесения клея на основу, намазывая кисточкой её края;

· вырабатывать правильный порядок выполнения аппликации — сначала детали приложили, потом по очереди клеим.

Средняя

· создавать аппликации из природного материала (высушенных осенних листьев);

· развивать умение комбинировать аппликацию с другими видами изобразительного творчества (дорисовывать);

· знакомиться с нестандартными техниками выполнения аппликации (из разных видов круп, макарон);

· воспитывать умение работать в малых группах (при выполнении заданий в парах и мини-группах).

Старшая и
подготовительная

· вырезать симметричные детали (к примеру, снежинки), силуэты (например, балеринки), делать многослойные изображения (работая над темой «Одежда, обувь», ребята сначала наклеивают бумажные туфли, а потом «декорируют» их манкой);

· осваивать нетрадиционные техники создания аппликации (обрывной, нитяной и пр.);

· совершенствовать навык комбинации техник (аппликация и рисунок, аппликация и пластилинография).

Техники аппликации в детском саду

В ДОУ применяются два вида техники аппликации:

· традиционная, то есть из бумаги, где образы создаются плоскостными, то есть без объёма;

· нетрадиционная, для которой используются разные материалы, в том числе ткань, крупы, макаронные изделия и пр., изображения могут быть объёмными.

Виды техник аппликации в детском саду

Вид

Основные черты

Возрастная группа

Традиционные техники

Плоскостная аппликация

Детали (силуэты) вырезаются из цветной бумаги и наклеиваются на лист-основу.

Все

Пластическая

Бумага комкается, затем расправляется так, чтобы получилась какая-то форма. Внутренняя часть наклеивается на основу, разглаживаются или защипываются отдельные элементы.

Средняя, старшие.

Геометрическая

Изображения создаются из вырезанных бумажных геометрических фигур.

Все. В младших и средних — фигур меньше, картинки проще (например, рыбки, птички, скворечник, собачья будка и пр.), в старших группах фигур больше, сюжеты сложнее (например, пруд, интерьер и пр.)

Ленточная

Лист разрезается на ленты или складывается гармошкой, из которой вырезается нужная деталь.

Старшие

Нетрадиционные техники

Обрывная, то есть без ножниц

В старших группах детали можно получить путём продавливания заготовки по линиям контура рисунка. В младших и средней обрывки бумаги выкладываются в заготовленный заранее контур.

Из салфеток (вариант обрывной)

Салфетки разрываются на мелкие кусочки, скручиваются в шарики и выкладываются в заготовленный контур.

Все

Из круп и семян

Материал выкладывается в контур рисунка.

В младших и средней группах дети получают заготовки рисунка и один-два вида материала, а в старших сами рисуют контуры изображения и используют несколько видов материалов.

Из листьев (хвои, камешков и пр.)

Засушенные листья выкладываются в сюжет

В младших группах дети работают по образцу, в средней и особенно в старшей получают тему, а сюжет придумывают сами.

Из ватных дисков

В младших группах диски выкладываются в определённые композиции (снеговик, птичка), в старших — кружочкам могут придаваться какие-то формы (например, подснежников).

Из ткани

Из подготовленной ткани (накрахмаленной и проглаженной хлопчатобумажной или пропитанной раствором желатина синтетической) вырезаются детали, которые наклеиваются на основу.
Вариант без предварительной подготовки материала — аппликация из ниток.

Старшие группы

Из яичной скорлупы

Вымытая и высушенная скорлупа крошится и выкладывается в контуры, после того как клей просушится, наносится рисунок красками.

Средняя и старшие

Квиллинг

В контуры рисунка выкладываются скрученные особым образом полоски бумаги.

Старшие

Соломка

Просушенная и очищенная от верхней плёнки соломка замачивается на полчаса в кипятке, разрезается вдоль, полоски проглаживаются утюгом, наклеиваются на тонкую бумагу, из которой затем вырезаются элементы картинки.

Старшие

Литература:

1. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду, — М.: Скрипторий, 2010.

2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 1997.

3. Гусакова М.А. Аппликация, — М.: «Просвещение», 1982.

4. Короткова Е.А. Рисование и аппликация в детском саду, — М.: Академия развития, Харвест, 2009.

5. Методика изобразительной деятельности и занятия по конструированию/под редакцией Т.С. Комаровой, — М.: «Просвещение», 1985.

6. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/под редакцией Саккулиной Н.П. – М.: «Просвещение», 1971.

7. Новикова И.В. Объёмная аппликация в детском саду, — М.: 2011.

8. Погатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду, — М.: «Просвещение», 1988.

9. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки, — М.: Мир книги, 2010.

10. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, — М.: «Просвещение», 1982.

22 сентября 2022 в 09:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.